В МАХАЯНИСТСКОЙ И ДЗЭН-БУДДИСТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ СОДЕРЖИТСЯ САМОЕ ЛУЧШЕЕ ОПИСАНИЕ ПСИХОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА, ДЛЯ КОТОРОГО САНСАРА И НИРВАНА, ВРЕМЯ И ВЕЧНОСТЬ, – ОДНО И ТО ЖЕ.
Разделы: Астрал, Магия, Гороскоп, Гадание, Сонник, Мантры, Медитации, Астрология, Тантра, Рейки, Предсказания, Эзотерика, Мудры, Чакры, НЛО, Психология, Йога, Ванга, Кундалини, Аура, Ченнелинг, Цигун, Солнцееды, Аффирмации, Аномалия, Ясновидение, Янтра, Асана, Египет, Фэн-шуй, Телепатия, Левитация, Алхимия, Лечение, Магия
В МАХАЯНИСТСКОЙ И ДЗЭН-БУДДИСТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ СОДЕРЖИТСЯ САМОЕ ЛУЧШЕЕ ОПИСАНИЕ ПСИХОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА, ДЛЯ КОТОРОГО САНСАРА И НИРВАНА, ВРЕМЯ И ВЕЧНОСТЬ, – ОДНО И ТО ЖЕ.

В махаянистской и дзэн-буддистской литературе содержится самое лучшее описание психологии человека, для которого Сансара и Нирвана, время и вечность, – одно и то же. Буддизм, вероятно, более четко, чем какая либо другая религия, указывает нам путь к высотам и всей полноте духовного Знания, пролегающий как через весь мир, так и через душу. В этом контексте мы можем указать на тот важнейший факт, что пейзажная живопись Китая и Японии, по сути своей, является религиозным искусством, вдохновленным даосизмом и дзэн-буддизмом. В Европе же, наоборот, пейзажная живопись и поэзия "поклонения природе" являлись мирскими видами искусства, возникшими в тот период, когда христианство находилось в упадке, и в очень малой мере вдохновлялись его идеалами.

Слепой, глухой, неразумный!
Бесконечно далекий от полета фантазии!

В этих строках Секко говорится о том, что вы лишены всего того, что вы видите и того, что вы не видите; того, что вы слышите, и того, что вы не слышите; того, о чем вы говорите, и того, о чем вы не можете говорить. Если все это ушло, то вы живете жизнью слепого, глухого и неразумного. Ваши фантазии, хитрости и расчеты закончились раз и навсегда, – более от них нет никакой пользы. Это и есть высшая точка дзэн, в которой мы обретаем истинную слепоту, истинную глухоту и истинное отупение в их простом и безвредном аспекте.

Над небесами и под небесами!
Как нелепо, как обескураживающе!

Здесь Секко дает одной рукой и отбирает другой. Скажите мне, что он считает нелепым, что он считает обескураживающим. Нелепо, – что этот неразумный, все-таки, не такой уж и неразумный; что это глухой, все-таки, не такой уж и глухой; обескураживающе, – что вполне зрячий не видит всего этого, а тот, у кого вполне нормальный слух, – ничего этого не слышит.

Ли Лу не умеет различать цвета.

Ли Лу жил в правление императора Хуана. Говорили, что он был способен разглядеть кончик тонкого волоса на расстоянии в сто шагов. Он отличался невероятной остротой зрения. Во время прогулки по реке Ци император Хуан бросил в воду принадлежавший ему драгоценный камень и заставил Ли искать его. Но тот не смог отыскать камень. Император Хуан заставил Ци Ку искать камень, но и тот не смог найти его. Потом такой же приказ получил Сян Ван, который и нашел камень. Следовательно:

Когда ныряет Сян Ван, драгоценный камень сияет самым ярким светом.
Но там, где бродит Ли Лу, волны встают до небес.

Когда дело доходит до высших сфер, даже глаза Ли Лу неспособны правильно различать цвета.

Как может Ши Куан услышать таинственную ноту? Ши Ку-ан был сыном Цинь Куана Циньского и жил в провинции Цянь в эпоху династии Чу. Другим его именем было Цу Е. Он прекрасно мог различать пять звуков и шесть нот; он мог даже услышать, как на другой стороне холма дерутся муравьи. Когда Цинь и Чу воевали между собой, то Ши Куан, неторопливо перебирая струны своей лютни, мог сказать, что сражение наверняка закончится неудачно для Чу. Несмотря на свою невероятную чувствительность, он, по утверждению Секко, не мог расслышать таинственную ноту. Все-таки, тот, кто слышит, на самом деле – глух. Самая благозвучная нота высших сфер была недоступна слуху Ши Куана. Секко говорит, что не желает быть ни Ли Лу, ни Ши Куаном, ибо:

С чем это может сравниться?
Сидя спокойно у окна,
Я смотрел, как одно время года сменяется другим,
Как облетает листва и как распускаются цветы.

Когда человек достигает этой стадии осознания, видение становится не-видением, слышание – не-слышанием, молитва – не-молитвой. Если человек голоден – он ест, если он устал – он спит. Пусть листва облетает, пусть цветы распускаются так, как им этого хочется. Когда облетает листва, я знаю, что пришла осень; когда распускаются цветы, я знаю, что пришла весна.

Расчистив вам путь,
Секко открывает дверь и говорит:
Вы понимаете или нет?
Полоска железа без отверстия в ней!

Он сделал все, что мог сделать для тебя; он смертельно устал и может только обернуться и дать тебе эту самую железную полоску без отверстия в ней. Посмотри своими собственными глазами! Если ты колеблешься, ты навсегда упустишь значение.

Йенго (автор этого комментария) поднял свой посох и сказал: "Видите?" Потом он ударил им по стулу и сказал: "Слышите?" Отойдя от стула, он сказал: "Здесь о чем-нибудь шла речь?"

Какой смысл имеет "полоска железа без отверстия в ней"? Не буду притворяться, что я знаю это. В дзэне бессмыслица всегда была любимым средством стимуляции ума, – она вынуждала ум двигаться вперед, за пределы смысла; вероятно, смысл "полоски железа" заключается именно в ее бессмысленности и нашей растерянности, в которую нас повергла эта бессмыслица.

Шраваки и Пратьекабудды, достигнув восьмой стадии учения Бодхисаттвы. настолько упиваются блаженным спокойствием ума, что не понимают, что видимый мир есть не что иное, как Ум. Они по-прежнему пребывают в царстве индивидуальности: они еще не полностью прозрели. А Бодхисаттвы верны своим изначальным обетам, вытекающим из всеобщей любви, живущей в их сердцах. Они не входят в Нирвану как в состояние, отделяющее их от мира становления: они знают, что видимый мир есть не что иное, как проявление самого Ума

Сокращенная цитата из Ланкаватара Сутры

Только обладающее сознанием существо понимает смысл движения. Для тех. кто не наделен сознанием, движение абсолютно непонятно. Если ты упражняешься в умении сохранять свой ум в состоянии неподвижности, то ты достигнешь неподвижности существа, не наделенного сознанием.

Если ты жаждешь истинной неподвижности,
То неподвижность заключается в самом движении.
И эта неподвижность есть истинная неподвижность.
Где нет сознания, там не может возникнуть состояние Будды.
Хорошенько задумайся над тем, насколько разнообразны аспекты того, кто неподвижен.
И знай, что первая реальность – неподвижна.
Только когда ты достигнешь этой реальности,
Ты поймешь истинный смысл работы Этого.

Хуй Нэн

Эти фразы о неподвижности изначального движения напоминают изречения Аристотеля. Но между Аристотелем и толковавшими Вечную Философию представителями мировых религий есть огромная разница: Аристотеля интересовала прежде всего космология, а исповедовавших Вечную Философию – освобождение и просветление; Аристотель удовлетворился внешним и теоретическим знанием неподвижного движения; цель же поклонников Вечной Философии заключается в том, чтобы непосредственно ощутить его, обрести то знание, благодаря которому они и другие люди смогут соединиться с этой неподвижностью и стать, поистине. Неподвижным Целым. Это объединяющее знание может быть наивысшим знанием, или полным знанием, или одновременно – наивысшим и полным. Поклонники махаяны считают неадекватным знание лишь высших уровней души. Отказ христиан от душевного покоя мы обсудим в главе "Созерцание и Действие". А пока что читателю будет небезынтересно узнать, что с проблемой, которая вызвала столь ожесточенные споры среди европейцев семнадцатого века, буддисты столкнулись гораздо раньше. Но если в католической Европе борьба, разгоревшаяся вокруг трудов Молиноса, м-м Гюйон и Фенелона, привела к длившемуся почти два века изгнанию мистицизма, то в Азии две группировки проявили терпимость друг к другу и согласились разделить сферы интересов. Поклонники хинаяны продолжали исследовать высоты души, а идеалом поклонников махаяны стал не Архат, а Бодхисаттва, и они обратились к познанию не только высот души, но и полноты духа. Ниже приводится поэтическое описание состояния осуществивших дзэнский идеал, принадлежащее дзэн-буддистскому святому, который жил в восемнадцатом веке.

Подчиняясь общему, которое является частным,
Они уходят и приходят, но вечно остаются неподвижными.
Предавшись бездумию, которое кроется в мышлении,
В каждом своем деянии они слышат голос Истины.
Как безграничны небеса созерцания!
Как прозрачен лунный свет четырехслойной Мудрости!
Когда истина предстает в своем вечном спокойствии,
То сама земля становится Чистой Страной Лотоса,
А тело человека – телом Будды.

Хакуин

Природу волнуют не еда, питье, одежда, комфорт и все прочее, в чем нет Бога. Нравится вам это или нет, понимаете вы это или нет, – но Природа втайне пытается "взять след Бога".

Экхарт

Любая блоха, соединившаяся с Богом, благороднее самого величественного ангела.

Экхарт

Человек, живущий внутри меня, восхищается вещами не как творениями, но как даром Божьим. Но другой человек, живущий в самой глубине моего существа, воспринимает их не как дар Божий, а как вечность.

Экхарт

Свиньи едят желуди, но не думают ни о солнце, давшем им жизнь, ни о небесах, под воздействием которых они созрели, ни даже о корне дерева, из которого они появились на свет.

Томас Трахерн

Ты не будешь получать подлинного удовольствия от мира до тех пор, пока каждое утро не будешь просыпаться в Раю: видеть себя во дворце своего Отца; воспринимать небо, землю и воздух, как радости, дарованные свыше; и относиться ко всем с таким почтением, как если бы ты был окружен одними Ангелами. Невеста короля, попав во дворец своего суженого, имеет меньше оснований для радости, чем ты.

Ты не будешь получать удовольствия от мира до тех пор, пока море не потечет в твоих жилах, пока ты не облачишься в небеса и не увенчаешь свою голову звездами. Пока ты не станешь считать себя единственным, кому весь этот мир достанется в наследство, и даже кем-то большим, поскольку любой из живущих в этом мире людей является единственным наследником, как и ты. Пока ты не будешь получать такое же удовольствие от Бога, какое скупцы получают от золота, а короли от власти, – ты не будешь получать удовольствия от этого мира.

Олдос Хаксли

«В МАХАЯНИСТСКОЙ И ДЗЭН-БУДДИСТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ СОДЕРЖИТСЯ САМОЕ ЛУЧШЕЕ ОПИСАНИЕ ПСИХОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА, ДЛЯ КОТОРОГО САНСАРА И НИРВАНА, ВРЕМЯ И ВЕЧНОСТЬ, – ОДНО И ТО ЖЕ»

Вернуться в раздел

Читайте далее:

Предыдущая страница:

Заголовок статьи:
В МАХАЯНИСТСКОЙ И ДЗЭН-БУДДИСТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ СОДЕРЖИТСЯ САМОЕ ЛУЧШЕЕ ОПИСАНИЕ ПСИХОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА, ДЛЯ КОТОРОГО САНСАРА И НИРВАНА, ВРЕМЯ И ВЕЧНОСТЬ, – ОДНО И ТО ЖЕ
КАРТА САЙТА:

Астрал, Астральные символы, Астрология, Асаны, Библиотека, Сонник, Египтология, Магия, Медицина, Медитация, Музыка, Мистика, Мудры, Мантры, Поэзия, Психология, Предсказание, Рэйки, Религия, НЛО, Фэн-Шуй, Тантра, Эзотерика, Чакры, Знания, Йога, Мистерии, Наш ФОРУМ.
На главную
Ключевые слова: махаянистской, дзэн, буддистской, литературе, содержится, самое, лучшее, описание, психологии, человека, которого, сансара, нирвана, время, вечность, одно.
Скачать zip - В махаянистской и дзэн-буддистской литературе. Скачать mp3 - В махаянистской и дзэн-буддистской литературе.